Бизнес план рыбного хозяйства

Вы когда-нибудь задумывались о том, как рыба попадает к Вам на стол? А о том, что можно сделать для улучшения качества и уменьшения конечной стоимости этого продукта? «А это возможно?» — спросите Вы. В нашей статье мы попытались ответить на эти вопросы.

Эх, прокачу!

Россия, имеющая уникальные возможности для развития рыбоводства — 20 миллионов гектаров озер, 4,5 миллиона га водохранилищ, более 150 тысяч гектаров прудов, свыше 300 тысяч квадратных метров садков, — на сегодняшний день импортирует половину всей рыбной продукции.

Как это ни обидно, но в нынешних реалиях российского рынка оказалось выгоднее перепродавать, а не производить.

Производители разоряются или влачат жалкое существование. Эта закономерность распространяется и на рыбный бизнес. До 70 % рыбных хозяйств в России — разорены. Те же, кто ещё существуют, придумывают не от хорошей жизни различные «креативные» ходы по спасению утопающего — вплоть до организации корпоративных мероприятий по ловле рыбы на частных прудиках с шашлыками и стриптизом.

Напрямую к потребителю удается пробиться лишь немногим производителям. Борьба идет с посредниками, которые работают по системе ухода от налогообложения и в штате держат по три-пять человек.

Очень сложно поставщикам рыбы работать и с магазинами.

Существуют специальные аквариумы для содержания рыбы в супермаркете. Они должны быть оснащены качественными фильтрами, устройствами по закачке кислорода, поддержанию температурного режима. В таких классных аквариумах рыба может жить и не тужить, хоть всю свою жизнь, пока её кто-нибудь не купит. Но цена на агрегат — от 10 тысяч долларов. Магазины не считают нужным идти на такие расходы. А когда рыба худеет или вообще погибает, они пеняют на поставщика, которого даже заставляют платить убытки. Выход — розничная реализация через собственный магазин.

Реализация — самое сложное в рыбном бизнесе, так как товар этот — сезонный.

Самая дорогая рыба — летняя, она и немыслима в перевозке по жаре, и, кроме того, «старичков» уже продали, а «молодёжь» ещё не подросла.

В сентябре и октябре, наоборот, на рыбу самый сезон и она, что называется, «дешевле грибов».

Рыба — продукт диетический. А это значит, что рыбой питается, в основном, средний класс — то есть люди у которых, с одной стороны, достаточно культуры, что наводит их на мысль о здоровом образе жизни, а, с другой стороны, достаточно на это денег. Средний класс и тех, кто «притянут за уши» к этому определению, в России — 15% населения, на Западе — 50–70%. С другой стороны, в Европе цена живой рыбы в два-три раза ниже! Вот такие интересные цифры.

Почему же в России так завышены цены на рыбу?

У нас слишком холодно и для рыбоводства, и для земледелия. В советские времена рыбные хозяйства были дотационными. Переход к рынку положил этому конец.

Не в коня корм

Вырастить рыбку, оказывается намного сложнее, чем вырастить , к примеру, свинью. Вот только некоторые проблемы, с которыми сталкивается рыбовод:

1. Чем ниже температура воды, в которой плавает рыба, тем меньше пользы ей от корма — ест и не поправляется!

2. В замкнутой экосистеме искусственного всё должно находиться под неусыпным контролем человека, а то — заиливание, заболачивание, эпидемии…

3. Под неусыпным контролем человека также должны находиться поползновения браконьеров, которые считают, что рыба в реке — бесплатная, даже если перед ними раскинулась не матушка-Волга, а частный искусственный пруд. Охрана на таких прудах должна быть серьёзная и стоить дорого.

4. Предприниматели находятся на едином сельхозналоге. Это означает, что 70% в объеме реализации должна занимать продукция сельского хозяйства, в данном случае — живая рыба!

А если предприниматель пытается выжить, открывая свой коптильный цех, торговую сеть, магазины, то ему приходится хитрить, делая из этого дочерние компании и т.д. Все они находятся на вмененном налоге, поскольку это уже не сельское хозяйство.

Суха теория…

1. 600–800 тысяч тонн рыбы ежегодно вылавливается в российской пресной воде. Но официально — 200 тысяч тонн. Остальное — добыча браконьеров.

2. 28% всей рыбы приходится на долю Китая.

3. 20–25% от доходов мирового рыболовства составляют субсидии, выделяемые правительствами разных стран.

4. 7% составляет ежегодный прирост потребления рыбы, выращенной в искусственных условиях. Сегодня около 29 миллионов тонн рыбы уже выращивается тепличным способом.

5. 15 миллиардов долларов составляет годовой объем мирового экспорта рыбы. Это в несколько раз больше, чем мировые экспортные поставки кофе, бананов, чая, мяса и риса в денежном выражении.

Что делать?

Моднее ландшафтного дизайна сейчас только услуга по так называемому «зарыблению» прудов. Богатые люди строят дом, а рядом с домом хотят иметь свой пруд с живой рыбой. Уход за такими «большими аквариумами» настолько рентабелен, что имея одного только клиента можно жить припеваючи.

Но не стоит отчаиваться. Ситуация в стране начинает постепенно меняться в сторону от клоунады и фарса к серьёзному хозяйствованию.

В числе приоритетных задач значится рост производства рыбы не менее чем на 30%. Государство намерено значительно увеличить финансирование отрасли.

Но пока не появились настоящие возможности для рынка, есть ещё время, чтобы поучиться. Начните учиться прямо сегодня. Вот, например. Когда-то в России толком не было ресторанов. А кто сегодняшние отечественные акулы ресторанного бизнеса? Те, кто прошёл многолетнюю школу официантов, поваров и даже посудомойщиков в советском общепите. И время такой учёбы никто не считает для себя потерянным. Когда же рынок распахнёт перед Вами свои двери, поверьте, учиться будет уже поздновато.

  • бизнес план рыбоводства
  • бизнес план организации платной рыбалки