Бизнес план выращивания клубники
Спрос на клубнику, а соответственно и цены в Украине растут на 30-50% в год. Именно поэтому некоторые садоводы-любители переквалифицировались в предпринимателей, успешно сочетая хобби и бизнес по выращиванию столь любимой культуры.
В супермаркетах импортная клубника продается в несезон по баснословным ценам — порядка 70 грн. за 1 кг. Стоимость отечественной клубники, которая по свои качествам не уступает импортной, составляет 20-40 грн. Причем украинские компании вовсе не демпингуют. Себестоимость ягоды, выращенной в украинских теплицах, выше, чем в открытом грунте: 11 грн. за 1 кг против 2,7-4 грн. Это ыгодный бизнес, потому как цена продажи садовой земляники из пленочных теплиц (период с 20 апреля по 20 мая) стартует от 40 грн. за 1 кг, постепенно снижаясь до 20 грн. за 1 кг. На себестоимость также влияет размер посадочных площадей. Засеяв площадь в 20-40 га, можно выйти и на себестоимость в 2 грн. за килограмм. Но для рентабельного бизнеса по выращиванию садовой земляники в открытом грунте, достаточно 0,5-1 га, а в теплицах - 30 соток.
Важна не только площадь посадки, но и применяемая технология выращивания. В Украине хорошим показателем считается 50 т с 1 га. С открытого грунта собирают порядка 35-40 т.
Считается , что тепличные хозяйства выгоднее, потому что земли нужно меньше, а зависимость от погодных условий практически равна нулю. Солнечный свет и тепло можно заменить искусственной подсветкой и подогревом. Рентабельность тепличного бизнеса превышает 100%, а сороки окупаемости редко превышают один сезон. Но, первичные затраты на организацию теплиц на 30-50% выше, чем при выращивании в открытом грунте. В среднем, чтобы построить тепличное хозяйство с рабочей площадью 1 га, потребуется 550-620 тыс. грн.
Выращивание клубники на открытом грунте менее затратно, но более рискованно. Во- первых, можно потерять до 30% урожая из-за плохой погоды. Во-вторых, поскольку супермаркеты берут товар под реализацию, то в первое время возможны большие убытки, ввиду высокой его цены и быстрой порчи.
Что касается системы сбыта, то она требует серьезной организации. Реализовывать клубнику можно в свежем виде или же сдавать ее на переработку. Содержать собственные точки реализации клубники для предпринимателя не выгодно. В зимний сезон товар до 80% реализуют через супермаркеты. А в сезон клубнику сдают преимущественно на рынок. Необходимо учитывать, что супермаркеты выдвигают высокие требования к качеству продукции: клубника должна быть одномерной, чистой, соответствующей окраски и т.п.
Еще одним каналом сбыта является продажа клубники переработчикам (производство соков, фруктовых йогуртов, заморозка, полуфабрикаты, джемы и т.д.) Его доля в общем объеме продаж составляет около 30%.
Товарный вид продукта — это основное условие продаж. Чтобы его обеспечить необходимо соблюдать нескольких условий. Во-первых, стоит обзавестись камерой охлаждения, чтобы собранную клубнику сразу же охладить (это позволит сохранять продукцию в течение 14 дней). Также важно проконтролировать процесс сбора урожая. Поскольку клубника скоропортящийся и нежный продукт, важно чтобы к ягоде после срыва с куста никто не прикасается руками, вплоть до конечного потребителя, она не должна пересыпаться или перекладываться. Целесообразно собирать клубнику прямо в ящик, в котором она будет продаваться. Наилучшей тарой являются небольшие корзины, пластмассовые или бумажные пакеты вместительностью 1-3 кг.
К сборщикам клубники предъявляют жесткие требования. Обычно перед уборкой проводят инструктаж с подробным объяснением правил сбора. Ведь малейшая оплошность может привести к порче целой партии урожая. Оплачивается труд сборщиков из расчета 100 грн. в день при производительности 40 кг, если ягода мелкая, и примерно 200 кг, если она крупная. Специалистов более высокой квалификации, таких как агрономов, нанимают по аутсорсингу.